наш адрес : Тульская область, г.Богородицк, ул. Коммунаров, д.157
тел./факс : (48761) 7-12-09
e-mail : spo.bpk@tularegion.ru


лицензия на осуществление образовательной деятельности №Л035-01247-71/00354293 от 23 апреля 2015 г.
свидетельство о государственной аккредитации №0134/01712 от 04 марта 2020 г.

» Доклад преподавателя Гуровой В.В. на тему: Компьютер и здоровье
Доклад: "Компьютер и здоровье"


автор: Гурова В.В.


Введение


Актуальность темы. Дети, появившиеся на свет в 21 веке, с самого рождения уже окружены всевозможной техникой. Сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры, ноутбуки, планшеты, электронные книги – список можно продолжать еще долго.

XXI век – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.

С появлением Интернета он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т. д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры, в которые играют их дети. Многие школьники, студенты стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. Поэтому эта тема актуальна.

Сколько времени проводят за компьютером студенты, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на здоровье учащихся?

Влияние компьютера на здоровье человека


В юном возрасте человеческий организм находится в стадии активного развития и физического, и эмоционального, и интеллектуального, и духовного. Так вот, неограниченный доступ к компьютеру и в Интернет, вполне может изуродовать ребенка по всем этим составляющим.

С физиологической точки зрения опасности две:

1. Гиподинамия и искривление позвоночника. Вместо того, чтобы заниматься спортом, играть на свежем воздухе в активные игры: футбол, бадминтон, волейбол с друзьями или кататься на скейтборде или велосипеде, ребенок сидит по нескольку часов подряд перед экраном монитора, иногда неподвижно застыв в одной позе. Результат: неразвитые мышцы, сутулость (в лучшем случае), низкая физическая активность, повышенная утомляемость, раздражительность.

2. Нарушения зрения. Доказано, что длительное созерцание изображений на экране монитора способно нанести ущерб зрению в несколько раз быстрее, чем неограниченный просмотр телевизора и сильнее на несколько порядков.

С эмоциональной точки зрения, все может быть ещё хуже.

В возрасте, когда формируются и закрепляются основные нервные реакции человеческого организма на различные внешние раздражители, негативная информация и импульсы, которыми переполнен интернет, могут нанести непоправимый ущерб психике ребенка. К тому же многочасовое нахождение перед монитором повышает раздражительность человека, одновременно делая его апатичным к развлечениям и занятиям вне компьютера. Более того, будучи свободным в виртуальном общении, ребенок часто не может наладить контакт со своими сверстниками в реальной жизни.

С интеллектуальной точки зрения, опасность также имеет две составляющие.

Во-первых, не все то, что можно найти в интернете является истиной в последней инстанции. А учитывая, что зачастую для интернет-сайтов даже определенной узконаправленной специализации пишут отнюдь не специалисты в этой области, а рерайтеры (человек, который за основу берёт уже написанный текст, и переписывает его своими словами, при сохранении смысловой нагрузки), можно поставить под большой знак вопроса качество информации.

Во-вторых, доступность и быстрота получения ответов на возникающие вопросы, не дают у ребенка развиваться способности к глубокому изучению материала. Полученные знания становятся поверхностными.

Вред компьютера для ребенка есть и с духовной точки зрения. Ведь доступность сайтов нецензурного содержания очень высока. Да, многие такие ресурсы защищены кодами, но их так легко сломать, да и главные страницы этих сайтов, просто кишат фотоматериалами для тех, кому 18+. Можно только предполагать, какой вред для нормального духовного развития и становления могут нанести такие сайты. Это же относиться и к ресурсам, содержащим шокирующую информацию о различных культах, ритуалах, субкультурах.

Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, в основном выделяется несколько факторов риска:
• проблемы, связанные с электромагнитным излучением;
• проблемы зрения;
• проблемы, связанные с мышцами и суставами;
• проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств;
• проблемы питания.

Влияние электромагнитного излучения


На самом деле это далеко не самая страшная из "компьютерных" вредностей. Хотя и забывать про нее тоже не надо. Когда слышишь слово "излучение", в первую очередь начинаешь думать о какой-то радиации, о чем-то радиоактивном.

Современный монитор не является источником радиоактивного излучения!

Ни альфа-, ни бета-, ни гамма-частицы из монитора не вылетают! Электронно-лучевая трубка монитора (мониторы старого образца) является источником небольших доз рентгеновского излучения. В некоторых моделях очень старых мониторов, произведенных в 80-е годы или раньше и которые сейчас еще кое-где можно встретить, рентгеновское излучение достигало немаленьких величин и могло при ежедневной, по несколько часов в сутки, работе действительно действовать на здоровье оператора, в том числе спровоцировать появление различных опухолей. Но от современных мониторов рентгеновское излучение настолько мизерное, что говорить о каком-то вредном его воздействии на здоровье не приходится.



Радиация от компьютерного монитора – это всегда пугало всех родителей. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое, собственно, называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2–3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения монитор не представляет какой-либо опасности для здоровья человека.

Влияние компьютера на зрение


Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например монитора компьютера.

Кроме того, в норме человек моргает около 20–25 раз в минуту, а при работе за компьютером частота морганий снижается до 1-2 раз в минуту. Снижение частоты морганий приводит к пересыханию слизистой оболочки глаз – в результате появляются такие неприятные симптомы как жжение в глазах, покраснение глаз, ощущение «песка» под веками.

У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. И некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков.

Проблемы, связанные с мышцами и суставами



Сидячая работа за компьютером приводит к ряду заболеваний. Наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала (возникает вследствие сдавливания срединного нерва), а также, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале.



На Рисунке Туннельный синдром (синим цветом выделена область, в которой возникают неприятные ощущения)

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т. д.
Таким образом, ребёнок, который и в школе за партой и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Искривление позвоночника может привести к нарушению работы внутренних органов, что, в последствии, скажется на здоровье и трудоспособности.

Проблемы с питанием


Работа или игра за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности. Известно, что не недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека. Снижение эффективности работы, что в свою очередь вызывает необходимость находиться еще больше времени за компьютером. Таким образом, образуется своеобразный «порочный круг», в котором длительная работа за компьютером является пусковым моментом, определяющим все последующие нарушения.

Проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств


В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет.
Работа за компьютером — это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг.

Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие.

Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.

Компьютерная зависимость у детей


Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Её признаком является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России.

Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Признаки зависимости

• Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
• Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
• Прогулял школу – сидел за компьютером.
• Приходит домой, и сразу к компьютеру.
• Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
• Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
• Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Интерес – первая стадия компьютерной зависимости. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Втягивание — вторая стадия. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Полная зависимость — третья стадия.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости


Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:
• - психические;
• - социальные;
• - духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в учебном заведении или на работе; ложь членам семьи о своей деятельности, проблемах с учебой; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером


Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье.



Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет. Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.

Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.

Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.

Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.

Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. (Но лучше потрать деньги на покупку приличного монитора)
Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50–60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.

Часто мониторы стоят слишком низко. Человек этого почти не замечает, но, чтобы смотреть на монитор было удобно, приходится нагибать голову, чуть «сползать» на стуле. При этом напрягается шея, мозг хуже снабжается кровью, возникают головные боли, другие неприятные последствия. Если вы «сползаете» на стуле, то напрягается спина и, проводя в такой позе каждый день по несколько часов, человек потом чувствует самые разные недомогания. Отрегулируйте расположение монитора. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.

Правильная поза:

Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

Приобретите удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут — это уменьшает давление на бедра. Кресло (стул) должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу.
Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите. Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.
Заключение

Обычно, ребёнок 7–8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер.

Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.
Большинство младших школьников знают допустимое время работы за компьютером, проводят за ПК не слишком много времени, и пока нет причин для возникновения различных заболеваний, в том числе психических. Так как ребята начальной школы находятся под неустанным контролем своих родителей. Но с увеличением нагрузки в старших классах, колледжах компьютер станет незамененимым атрибутом подготовки. Поэтому крайне важно знать элементарные правила работы за компьютером, здоровьесберегающие технологии.

Длительная работа за компьютером приводит к серьезным нагрузкам на глаза, что было подтверждено результатом исследования, а также снижается концентрация внимания.

Тем детям, которые общаются только в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т. п.

Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты:

1. ограничение времени работы на компьютере: младшим школьникам можно проводить перед монитором до одного часа, устраивая 10–15 минутные перерывы каждые полчаса;
2. лучше играть в первой половине дня;
3. комната, в которой он работает, должна быть хорошо освещена;
4. мебель соответствовать росту ребенка;
5. расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
6. после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз;
7. игровую деятельность сменить физическими упражнениями;
Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

Памятка для родителей


Гимнастика для глаз

1. Каждые 1–2 часа переключать зрение: смотреть вдаль 5–10 минут.
2. Горизонтальные движения: направо—налево.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Перемещать карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10–12 раз.
6. Глубоко вдохнуть, зажмурив глаза как можно сильнее напрячь мышцы шеи, лица, головы. Задержать дыхание на 2–3 секунды, потом быстро выдохнуть, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

Основные правила при работе за компьютером

1. При работе за компьютером нужно делать перерыв по 10–15 минут каждый час;
2. Выполнять гимнастику для глаз;
3. Комфортное рабочее место;
4. Правильное освещение (свет не должен быть ярким, работать в темной комнате тоже нельзя)
5. Чередовать виды деятельности;
6. На экране не должно быть бликов.

Информация, расположенная на данном сайте, предназначена исключительно для частного использования.
Kопирование материалов с сайта разрешено только при указании активной ссылки на BPK.COM.RU
сайт работает на CMS DataLife Engine , лицензия зарегистрирована на ® сайт ГПОУ ТО БПК , 2008 - 2025